Прокуратура Александровского района провела проверку исполнения органами местного самоуправления законодательства

Прокуратурой Александровского района проведена проверка исполнения органами местного самоуправления Александровского района требований действующего законодательства, регламентирующего доступ инвалидов по зрению к информации о деятельности органов местного самоуправления размещенной на официальном сайте в сети «Интернет».
 
В соответствии с ч. ч. 1, 2 ст. 7, ч. 4 ст. 29 Конституции Российской Федерации, Российская Федерация – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка инвалидов. Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом.
 
Из положений ст. ст. 14, 15 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» следует, что органы местного самоуправления гарантируют инвалиду право на получение необходимой информации.
 
Согласно п. 1 ст. 4 Федерального закона от 09.02.2009 № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» основными принципами обеспечения доступа к информации о деятельности органов местного самоуправления являются открытость и доступность информации о деятельности органов местного самоуправления, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.
 
На основании п. 2.1 ст. 7 указанного Федерального закона общедоступная информация о деятельности органов местного самоуправления предоставляется органами местного самоуправления неограниченному кругу лиц посредством ее размещения в сети «Интернет» в форме открытых данных.
 
В соответствии с п. п. 1, 5 ст. 10 данного Федерального закона, органы местного самоуправления для размещения информации о своей деятельности используют сеть «Интернет», в которой создают официальные сайты. Требования к технологическим, программным и лингвистическим средствам, необходимым для размещения информации органами местного самоуправления в сети «Интернет» в форме открытых данных, а также для обеспечения ее использования, устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
 
Согласно разделу 1 ГОСТ Р 52872-2012 «Национальный стандарт Российской Федерации. Интернет-ресурсы. Требования доступности для инвалидов по зрению» данный стандарт распространяется на русскоязычные электронные ресурсы глобальной компьютерной сети «Интернет» (далее по тексту – интернет-ресурсы) и устанавливает общие требования доступности для инвалидов по зрению, использующих компьютер в качестве технического средства реабилитации.
 
В силу п. 3.1.1 указанного Государственного стандарта, доступность Интернет-ресурсов для инвалидов по зрению, это возможность полноценного доступа инвалидов по зрению ко всем компонентам электронных ресурсов сети «Интернет».
 
На основании п. 4 Государственного стандарта, при разработке Интернет-ресурсов, доступных для инвалидов по зрению, необходимо придерживаться следующих основных принципов:
 
- воспринимаемость – информация и компоненты пользовательского интерфейса должны быть представлены в виде, в котором пользователи с нарушением зрения могут их воспринимать;
- управляемость – компоненты пользовательского интерфейса и навигации должны быть управляемыми, в том числе пользователями с нарушением зрения;
- понятность – информация и операции пользовательского интерфейса должны быть понятными пользователям с нарушением зрения;
- надежность – контент должен быть надежным в той степени, которая нужна для его соответствующей интеграции широким кругом различных пользовательских прикладных программ, включая специальные технологии экранного доступа для пользователей с нарушением зрения.
 
В соответствии с п. 4.3 данного Государственного стандарта, для обеспечения доступности Интернет-ресурсов для инвалидов по зрению применяют оборудование и программные средства, входящие в состав типового компьютерного рабочего места. Основными средствами доступа к информации являются: дисплеи для слабовидящих, аудиодисплей (программа экранного доступа в сочетании с синтезатором речи), тактильный дисплей и программа экранного увеличения.
 
В ходе проверки установлено, что официальные сайты муниципальных образований Александровского района вопреки требованиям указанного выше действующего законодательства не обеспечивают беспрепятственный доступ инвалидов по зрению к информации в части предоставления возможности масштабирования (увеличения и уменьшения) шрифта и элементов интерфейса сайта (версия для слабовидящих) в соответствии с требования ГОСТ Р 52872-2012.
 
В связи с выявленными нарушениями прокуратурой внесено 6 представлений об устранении нарушений закона Главам 5 сельских поселений и Главе Александровского района, которые рассмотрены и удовлетворены, нарушения устранены, виновные должностные лица привлечены к дисциплинарной ответственности.
 
 
Заместитель прокурора района юрист 1 класса  В.А. Небера